Адаптация школьников. Вот и закончилось лето – наступила осень. Многие бросаются в уныние, а для кого-то это пора новых свершений, осуществления творческих планов. У родителей школьников период новых тревог и волнений. Как настроить детей на рабочий лад и сделать так, чтобы адаптация к учебному процессу оказалась безболезненной?
Понятие адаптация применяется во многих областях нашей жизни. В решении этого вопроса есть три подхода.
Первый: Когда есть условия и мы переделываем, подстраиваем, изменяем свои личные качества согласно социальной среде. Но в этом случае тогда можно спросить: «А где же индивидуальное развитие, проявление себя?»
Есть второй подход: Когда мы всеми силами пытаемся изменить окружение под свои привычки и черты характера. Тогда возникает много непреодолимых трудностей и каждодневных стрессов. Так как, во-первых, у общества, куда мы попадаем, есть свои правила и задачи, во вторых, другие также не хотят меняться – они тоже личности.
И третий: Не устраивает – меняем социум, ищем то общественное пространство, где нас примут такими, какие мы есть!
В образовании в чистом виде мы не увидим ни один из вариантов. Здесь мы родители, дети и учителя должны научиться договариваться, находить «Золотую середину». Тем самым выполнить воспитательные, образовательные задачи и в то же время не потерять, а более того развить индивидуальность школьника.
Говоря про адаптацию, необходимо, прежде всего, отметить адаптацию самих родителей. Когда ребенок идет в школу, ответственность и режим всей семьи меняется. Появляется необходимость выделить время на помощь ребенку в уроках, создать спокойную рабочую атмосферу в доме, вовремя уложить ученика спать, проснуться вместе с ним в субботу. Обычно мы сами неохотно привыкаем к новому, тревожимся, воображаем картины неуспешности. Здесь, в первую очередь, очень важно наше спокойное и уверенное состояние, подкрепленное положительными эмоциями и оптимизмом. Когда вы живете с ребенком в одном физическом и эмоциональном ритме, у него возникает чувство защищенности и поддержки, ему легче войти в школьную жизнь.
В период адаптации многие дети начинают болеть. Это давно известно - наш иммунитет зависит от состояния духа. И прежде всего это состояние внутренней уверенности и силы. Пока мы верим в себя, наш иммунитет работает, как только потерялись, мы тут же заболеваем! Не зря говорят: «Все болезни начинаются у нас в голове! Заметьте, даже травмы!» Проявление психосоматики отчетливо наблюдается у детей, как они, будучи в подавленном состоянии или нежелании что-либо делать, «уходят в болезнь». Эмоциональные переживания оказывают воздействие на физическое тело, его морфологию, через гормональную и иммунную системы. В свою очередь, соматические изменения влияют на психическое состояние.
Зарядите своего ученика конструктивными мыслями. Уберите установку «Я не могу», а сформируйте мотивацию – «Я попробую». Правильный взгляд на ошибки дает колоссальный результат. Кто не пробует, не стремиться у того никогда не получается. Необходимо к каждой трудности относиться как к уроку, который помогает стать лучше, понять, что у меня не получается и куда мне необходимо развиваться, если конечно это соответствует жизненным целям. Помните про Томаса Эдисона, который создал лампочку, проведя 1000 экспериментов, при этом он сказал: «Я не терпел поражений 1000 раз. Я просто нашёл 1000 способов, которые не работают». Пессимист видит трудности при любой возможности. Оптимист в любой трудности видит новое развитие событий. Жизнь похожа на фотоаппарат, в ней проявляется то, на чем фокусируешься. Будете обращать внимание только на трудности, так и адаптироваться вашему ученику будет нелегко. А будете замечать успехи, тогда и результат не заставит себя ждать
Талант ребенка подобен парашюту, помогите ему раскрыться. Вместо того чтобы «ставить детей на место», поставьте на их место самих себя. Достаточно бывает вспомнить свои школьные переживания, тогда нам будет эмоционально легче войти в ситуацию, помочь ненавязчивым советом. Слова одобрения могут звучать просто и коротко, но у них бесконечное эхо! Слова упрека тормозят детское развитие.
В период адаптации очень много дается простых советов. Но всегда стоит их повторить:
- Режим, прежде всего! Когда организм живет в определенном привычном ритме, он более стабилен и легче переносит стрессы. Договоритесь вместе с учеником об удобном распорядке дня. Помогите его соблюдать. Пусть он станет эмоционально приятным. Как пример: Просыпаясь, каждый должен уметь видеть мир с радостью. Если мы будем ребенка со словами: «Вставай, опоздаешь, накажут, пора двойку исправлять» и т.п. - просыпаться ему вовсе не захочется. А вот если по-другому, вспоминая приятные моменты и планируя интересные события: «Просыпайся, солнышко, у тебя сегодня интересный урок, а твой друг наверняка уже ждет тебя в школе! А помнишь, что мы сегодня вечером идем на футбол?»...
Основа основ - правильное питание. Как ни удивительно, но наряду с медициной современная психология, психотерапия уделяет особое внимание работе нашего желудочно-кишечного тракта. Доказано многочисленными исследованиями и подтверждено многолетней практикой, что психика, иммунитет, стрессоустойчивость, восприятие себя и своего тела тесно взаимосвязаны.
В этом пункте особое внимание уделяем витаминам.
- Хорошо помогает повысить работоспособность Омега 3 или так называемый Рыбий жир. Данный комплекс незаменимых полиненасыщенных жирных кислот нормализует липидный обмен, играет важную роль в нейрогенезе. Наличие в организме достаточного количества Омега 3, является хорошим основанием для интеллектуального развития. Препарат не только влияет на развитие нервной системы ребенка, но и является хорошим средством для умственных способностей взрослого человека
- Существует ещё одна серия замечательных препаратов, позволяющих обрабатывать гигантский объем информации, переносить умственные нагрузки, улучшать память, внимание, защитить мозг от «перегрева»… - это ноотропы. Препарат Ноотропил рекомендуют применять во время сдачи экзаменов, изучения нового курса, в период «мозгового штурма», во время адаптации. Он улучшает умственную деятельность, стимулирует познавательные функции, повышает устойчивость мозга.
- Вместе с ноотропами рекомендуют применять лецитин. Это одна из самых удачных умных добавок к пище, придуманных человеком в XX веке. Воздействие его связано с улучшением функции мозга, ускорением передачи нервного импульса в синапсах головного мозга от одной нервной клетки к другой и тем самым активизацией интеллектуальной деятельности, творческой активности, работоспособности, формированию и хранению памяти.
- И другие…
Помните! У многих препаратов есть противопоказания! ОБЯЗАТЕЛЬНО советуйтесь с врачами специалистами и не забывайте о разнообразном и полноценном питании,
- Консультируйтесь со специалистами, если, несмотря на все усилия у вашего ребенка наблюдаются:
- Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к учению;
- Различные нарушения поведения, повышенная конфликтность, заметная уединенность;
- Чувства неуверенности, неполноценности, чрезмерная плаксивость, раздражительность, лживость, повышенная тревожность;
- Соматическая ослабленность, проблемы со здоровьем;
- Повышенная утомляемость, нарушение аппетита, сна, боли в животе, частые головные боли, навязчивые движения, тики, энурез (ночное недержание мочи);
- Дефекты речи, ведущие к нарушению развития школьных навыков и препятствующие гармоничному общению;
- Леворукость;
- Недостаточное интеллектуальное развитие для освоения школьных программ;
- Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания;
- Несформированность элементов учебной деятельности, самоконтроля, причиной которых могут быть, как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педзапущенность.
Также многие подводные камни в развитии, не видимые невооруженным глазом, могут стать серьезными причинами не успешности вашего ребенка, что скажется не только на его оценках, но и отразиться в личностном развитии, уверенности, отношениях со сверстниками.
- Ребенок развивается только рядом со взрослыми. Иначе ваши усилия безуспешны! Помогайте им. В тоже время сами побудьте школьниками рядом с детьми. Советуйтесь, попросите чему-либо научить вас! При совместных занятиях меняйтесь ролями: пусть они почувствуют себя учителями, - это сложнее и ответственнее, но при этом процесс обучения станет гораздо увлекательнее. Как только дети научатся держать взрослую позицию, вы увидите существенные изменения в развитии!
Наши дети, как музыкальные инструменты и их звучание, их жизнь зависит от того, кто к ним прикасается. Всегда верьте в своего ребенка! У каждого есть особый талант.
Миссия родителей это не подталкивание и указание ошибок, а разумное сопровождение в индивидуальном развитии. Мы должны идти рядом. Чем больше мудрости, талантов, жизненной мотивации, доброты, способности преодолевать и радоваться жизни. родители, откроют в себе, тем больше будут их замечать у своих детей. Пусть ваша вера в ребенка будет сильнее, чем все страхи и сомнения!
Здравствуйте! В момент опасности ты либо адаптируешься, либо погибнешь. В момент опасности ты смотришь вокруг, не вынося суждений и не философствуя. Ты учишься ничего не знать.