Раннее развитие. Воспитание ребенка от 1 года до 3-х лет
Вас устраивает ваш характер? Замечательно! Давайте разберем дальше, что и откуда в нас берется.
На формирование структуры нашего самосознания влияет раннее развитие, условия окружающей ребенка обстановки, общение с близкими людьми. До одного года, как мы уже выяснили, в личности закладывается доверительное отношение к людям, самоуважение и самооценка, способность любить, материнский и отцовский инстинкт, способность понимать и прощать, умение регулировать свои агрессивные побуждения, активная жизненная позиция, установка на преодоление трудностей, депрессивные или шизоидные черты вашего характера.
Если условия воспитания до одного года были неблагоприятны и неадекватны возрастным потребностям, то мы всю свою жизнь ощущаем на себе их последствия:
Возможно, у вас сейчас проявляется нарушение питания, повышенная чувствительность кожи, частое желание что-нибудь жевать, сосать, кусание ногтей, закручивание волос, методические действия (например качание на стуле), повышенная чувствительность к шуму, пугливость, неустойчивость настроения – плачь из-за мелочей, замкнутость, робость, скупость слов, мало друзей – изолированность, зависимость от алкоголя, курения…
Разберем следующий этап развития от одного года до трех лет. Большая часть сознания ребенка направлена в этот период на возможность регулирования своего организма в проявлении эмоций, и в процессе дефекации. Многие качества закладываются в нас через приучение к горшку, как бы это было не парадоксально! И через отношения окружающих к этому процессу, ребенок закрепляет представление о себе в тех или иных характерологических особенностях.
Не будем объяснять причины и глубоко вдаваться в психологию развития и психоанализ. Отметим только особо важные моменты, на которые стоит обратить внимание!
В этом возрасте родителям необходимо относиться с пониманием к потребностям ребенка, к его эмоциональным проявлениям и не «наломать дров».
Это очень важная стадия в основном для приучения к опрятности и формированию организованности.
Приучать ребенка к горшку стоит постепенно, начиная, с момента когда ребенок находиться в возрасте года. Процесс приучения должен быть ненавязчивым и сопровождаться положительными эмоциями, как взрослого, так и ребенка. Ни в коем случае не стыдить и не ругать за «полные» штаны, а пояснить и переиграть, иначе комплекс неполноценности (это еще в лучшем случае) обеспечен. Раннее, да еще, если жесткое, приучение к горшку может вызвать серьезные нарушения не только в личности малыша, но и в его здоровье, например энурез.
В период раннего детства от года до трех происходит всплеск агрессивности. Могут ярко проявляться такие действия ребенка как кусание, щипание, плевание, толкание, приступы ярости, гнева, а так же элементы самоистязания, например удары «головой о стену».
Согласно некоторым психологическим теориям агрессия – символ активности. Её необходимо не подавлять и отвечать агрессией на агрессию, а правильно направлять, иначе ребенок вырастает пассивным или жестоким. Так же это может привести к задержке развития, как физической, так и интеллектуальной.
Максимум терпения и адекватного отношения к детской агрессивности в этот период, тогда она не зафиксируется, а только поспособствует развитию ребенка и пройдет после 3-х лет. Самый оптимальный способ выплеска – физические движения. Мы можем сами заметить в этот период, что ребенок по своей природе становиться более непоседливым. Организм требует физической активности, которая зарождается отчасти в агрессивности.
Очень важно поддерживать активность ребенка, его любознательность. Развитие интеллекта начинается с развития моторной деятельности и прежде всего с крупной моторики. А любознательность мы часто убиваем в этом возрасте, а затем спрашиваем себя, специалистов и жалуемся, почему наш ребенок ничем не интересуется (здесь рассматривается психически здоровый ребенок!)? А как часто мы ему говорили?: «Не лезь!», «Сядь, посиди!», «Перестань бегать!», «Веди себя спокойно!», «Не тронь»… и т.п.
Это же дети! Природа знает, что делает! Почему гиперактивный ребенок такой подвижный? Потому что у него есть нарушения на уровне мозговых структур, и он своим активным поведением стимулирует их недостаточное развитие. Здесь мы обязаны не подавить его активность, а направить в особую деятельность, с помощью которой он будет и развиваться, и учиться самоконтролю. Жесткие запреты для детей должны быть только в случае жизненно опасных ситуаций.
Развитие творческих способностей также основой лежит в раннем развитии, возрасте от 1 года до 3-х.
В возрасте малышей до трех лет самыми благоприятными играми для психологического здоровья и профилактики неврозов, как отмечают психологи, будут игры с песком и водой.
Если ваше развитие в этот период проходило согласно вашим индивидуальным особенностям и потребностям, не возникало серьезных эмоциональных переживаний или стрессов, близкие люди относились с пониманием к возрастным проявлениям, то и в вашем характере сформировались такие важные личностные качества, как аккуратность, обязательность, определенное упрямство, настойчивость, целеустремленность, активность. А если ваше детство с года до трех протекало с определенными трудностями, то вы можете найти у себя определенные фиксации:
- вам трудно усидеть на месте, ерзаете на стуле;
- рисуете в тетрадке крестики – нолики и т.п.;
- любите посидеть в туалетной комнате с книгой или газетой)));
- у вас есть психосоматические симптомы – возможно, вы страдаете непроходимостью кишечника, запорами, в детстве страдали энурезом;
- вы довольно агрессивны и замечаете у себя достаточно жесткие черты характера;
- нетерпимы к грязи – постоянно наводите порядок, расставляете, моете, дезинфицируете;
- у вас особое отношение к деньгам – вы их или с легкостью спускаете с рук, или наоборот дрожите над ними, занимаетесь накопительством, скупердяйничаете;
- вы не можете с легкостью переключиться на другое дело, застреваете в нем, стараетесь педантично проработать все детали;
- до навязчивости организованны и дисциплинированны, страдаете неврозом навязчивых состояний;
- вы чаще пассивны, несамостоятельны;
- у вас есть потребность всё ломать, разрушать;
- огромные запросы – хочется всё иметь;
- мало интересов – нет хобби;
- сверхчестолюбие – неспособность проигрывать;
- патологические склонности (в том числе сексуальные) и асоциальное поведение;
- гомосексуальные наклонности…..
Понимайте и принимайте себя во всех своих индивидуальных проявлениях – это первый шаг на пути к желаемым изменениям!
Родители помните! Характер вашего ребенка во многом зависит от вас!!!
Продолжение следует..
Люблю таких детишек, очень интересно общаться.
В таком раннем возрасте закладывается и характер ребёнка.
В Японии говорят «относись к ребёнку до 5 лет как к Королю, с 5 до 14 — как к слуге, а с 14 лет — как к другу». В этом большая мудрость…
Полностью согласна, что в раннем возрасте идет формирование личности ребенка!
Самый сладкий возраст у детей от 1года до 3лет.
эта статья как раз для нас, нам почти 2 годика)
Дети цветы жизни, поставив характер можно спать спокойно. Продвижения Вашему сайту.
Какая интересная статья, прочитала с большим интересом. Как всё правильно, всё закладывается в раннем детстве. Спасибо за статью.
Да все начинается тогда когда они начинают разговаривать!!!
Ничего в этом не понимаю, детей пока нет, но когда-то пригодится 🙂
Согласен с автором, формирование личности идет с раннего возраста, и есть мнение, что с утробного.
Классная статья.
Как всегда на Вашем сайте, очень много полезной информации. Статьи очень интересно читать. Сразу видно по сайту, что он сделан для людей. Удачи Вам и всех благ.
Спасибо за подробности в воспитании ребенка.Полностью согласен,что терпение-главный и мощный фактор воспитания;хотя в принципе и во всей нашей жизни. Удачи Вам!
Отличная статья! В раннем возрасте формируются навыки,закладывается характер ребенка.
Кажется у меня было правильное детство, по крайней мере от года до трех! У моих детей, вроде, тоже, судя по последствиям неправильного.
а я думаю, почему малой иногда подходит е двери и бьется головой, а оказывается ему активности хочется, спасибо за полезные советы, мне они очень пригодятся.