Мы уже задолго до школы начинаем задумываться о выборе образовательного учреждения для своего ребенка. В какую школу отдать будущего первоклассника? Идеально, когда первоклассник, попав в благоприятную для себя атмосферу, становится успешным, с интересом посещает школу и даже начинает проявлять не замеченные ранее таланты. Но бывает и наоборот...
Давайте вместе попытаемся разобраться, на что необходимо, прежде всего, обратить внимание. Будем отталкиваться от позиции родителей, которые ориентируются на индивидуальность своего дошкольника, его способности и заботятся о психологическом здоровье будущего первоклассника.
Первое и самое важное: не надо гоняться за «крутизной»! Даже самая престижная школа может сломать личность ребенка, и не только не развить, а даже затормозить его интеллектуальное развитие.
Проанализируйте следующие факторы и сделайте ставку на то образовательное учреждение, где вы увидите большее количество плюсов:
- Удаленность учебного учреждения от вашего дома. Оцените свои силы. Сможете ли вы провожать ребенка каждый день в начальную школу! … и забирать. Особенно в первом классе это немаловажно.
Помните? Идти дальше, значит вставать раньше. А как же зима и морозы? А потом в старших классах надо ещё посещать факультативы, которые не всегда сразу после уроков. Этот не большой, но значительный фактор, может у некоторых школьников выбить всю учебную мотивацию и превратиться в ежедневную катастрофу.
- Нагрузка и психофизиологические особенности ребенка. Ориентируйтесь на здоровье. Нагружайте ребенка в силу его психофизических возможностей. Если дошкольник соматически ослаблен, часто болеет, быстро утомляется, выбирайте учреждения с минимумом дополнительных занятий и действующими здоровьесберегающими технологиями. Лучше сохранить здоровье, чем в погоне за знаниями заработать неврозы и хронические заболевания.
- Особенности личностного развития будущего первоклассника. Знать своего ребенка, любить, принимать его индивидуальные способности и создавать условия для успешного развития – вот задача ответственных родителей! Есть дети, которым необходима коррекционная программа, но её используют далеко не во всех учреждениях. А может у вашего ребенка способности к музыке, искусству и вам будет полезен уклон на эстетическое развитие. Подумайте, что необходимо вашему ребенку и может ли дать это основная школа.
- Образовательные программы. Это дело не менее ответственное. Необходимо, в первую очередь, учитывать не то, что программа формирует в процессе обучения, а то какие требования она предъявляет к уровню и особенностям развития интеллекта, будет ли доступна будущему ученику.
Давайте разберемся. К примеру, пятилетний малыш может решить простую задачу: « 1+2», ориентируясь на яблоки или конфеты. Но для него будет затруднением, если при предъявлении мы не будем использовать наглядные образы, так как в этом возрасте ребенок ещё не умеет абстрагировать, переносить действие во внутренний умственный план. Здесь своим обучением «не по возрасту» мы не только не научим ребенка, но и затормозим его развитие.
Вот так же и с особенностями интеллекта. Если учебные задачи далеки от области усвоения, то и результат будет отрицательный. Каждый урок будет усваиваться механически, не осмысливаться и тут же забываться.
А теперь конкретно про некоторые программы и необходимые способности для их усвоения:
- Школа России – классическая общеобразовательная программа. Цель – воспитание духовно-нравственного начала в юных гражданах России. Рассчитана на среднего ребенка, без особых склонностей к гуманитарным или, напротив, точным наукам - поэтому подходит большинству детей. Вундеркиндом ребенку быть не обязательно. Однако, пригодится готовность трудиться в любой ситуации и способность к самооценке.
- Если ваш ребенок опережает по умственному и эмоционально-поведенческому развитию свой биологический возраст или имеет средние способности: он достаточно легко справляется с программой детского сада, быстро решает новые интеллектуальные задачи, усидчив, понимает слово “надо”, уверен, дружелюбен, то можно смело выбирать программу 2100.
Программа 2100 - развивает интеллектуальные способности учеников. В ней, в первую очередь, развитие интеллекта и обеспечение эффективной интеграции ученика в общество. Многие дети, особенно те, что идут в школу раньше семи лет, испытывают затруднения при обучении по этой программе, из-за не сформированности абстрактно-логического мышления.
- Если ребенок имеет хорошие интеллектуальные способности, но раним, впечатлителен, тревожен, чувствителен к неудачам, лучше выбрать более щадящую, но также продвинутую программу развивающего обучения (Л.В. Занкова, Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова).
Программа Л.В.Занкова. Цель программы – раскрытие индивидуальности. Особенности - большое количество теоретических знаний, которые даются школьнику. Быстрый темп подачи материала. Построение уроков через диалог, поисковые, творческие задания... Здесь необходима отличная подготовленность ученика (как минимум, ребенок должен был посещать детский сад), высокая скорость мышления. Лучше усваивается детьми со способностями к математике. Если ваш ребенок к тому же достаточно не усидчив, постоянно отвлекается – выберите другую программу.
- Программа Эльконина–Давыдова. Довольно сложная, но для детей интересная. Цель – формирование теоретического мышления. Ориентирована на становление учебной деятельности (самоконтроля). Медленный темп работы. Необходимы: внимательность к мелочам, основательность, способность к обобщению. Предполагает сильную мотивацию детей к поиску знаний. У ребенка должна быть развита доля абстрактного мышления, что далеко не каждому дано в семилетнем возрасте.
- Начальная школа ХХI века. Программа представляет собой щадящий вариант обучения, имеющий весьма долгий адаптационный период для первоклашек. Считается наименее болезненной для детей. Основной упор на развитие мышления и воображения. Но материал этой программы рассчитан на эрудированных детей. Обучающиеся поставлены в условия, когда должны самостоятельно добывать знания. Родителям нужно быть готовым уделять большое количество времени на помощь в домашнем задании.
- Программа Гармония – для разностороннего развития ребенка Программа, близкая к системе Занкова, но упрощенная. Особенности программы - упор на разностороннее развитие личности, включая логику, интеллект, творческое и эмоциональное развитие. Замечено, что дети с творческим умом очень хорошо с ней справляются.
И другие программы….
Если ребенок имеет способности средние или ниже среднего, неустойчивую нервную систему, некоторые проблемы с поведением (невнимательность, неусидчивость, утомляемость, эмоциональную неустойчивость), для него лучше традиционная программа обучения. При усиленной умственной нагрузке в школе все перечисленные проблемы только усугубятся, возникнут серьезные трудности с усвоением программы, школьная дезадаптация.
Более подробную консультацию по каждой образовательной программе вам даст учитель. Обязательно проконсультируйтесь с ним! А так же пройдите диагностическое обследование у психолога.
- Первый учитель. Этот фактор при выборе школы, можно поставить на первое место. Главное не стены с «позолотой», ни программы, а первый учитель, который играет самую важную роль в жизни младшего школьника. Он как мама для ребенка. От этого человека зависит, будет ли малыш полноценно отдаваться обучению.
Сформировать и укрепить мотивацию, интерес к знаниям, найти индивидуальный подход (каждый ребенок в чем-то талантлив!) способен только тот, с кем есть взаимопонимание. Все мы разные: по характеру, темпераменту, способам мышления, стратегиям общения и т.д. Поэтому для каждого хороший учитель должен быть своим. Как пример: педагогу лабильному, с высокой скоростью мышления, с преобладающим развитием функций левого (отвечающего за логику) полушария… очень трудно будет , при всей своей профессиональной подготовке, найти душевное равновесия и понимание с учеником ,с совершенно другим восприятием действительности и способами переработки информации, с инертным типом мышления, эмоциональным, мыслящим образами ….
Задайте вопрос специалисту психологу, какой учитель лучше подойдет для вашего будущего первоклассника. Заранее найдите возможность познакомить с ним ребенка. Понаблюдайте! Пусть здесь сработает ваша интуиция. Симпатия между будущим учеником и его учителем необходима.
- Социальная среда. Здесь всё четко - «с кем мы общаемся, от тех и набираемся…». Если в вашем классе среди детей будут ценности получения новых знаний, то большая вероятность, что и ваш ребенок впитает то же самое. Но, а если ценность лидерства сместиться в область силы и сквернословия, - в скором времени ждите особого поведения!
И все же! В начальной школе социальная среда является вторичной, после личности учителя.
Важно знать! Многое зависит от настроя близких людей. Какую бы школу вы не выбрали, ребенок должен всегда чувствовать, что знания и обучение – это не обуза, а увлекательное путешествие в мир неизведанного. Любопытство, стремление к новому должны быть в первую очередь у нас, у родителей! Наше отношение передается детям. И здесь уже нет необходимости что-либо им объяснять. Они сами будут тянуться в этот интересный мир, полный знаний и приключений.
Желаем вам успешного обучения и отличного психологического здоровья!
На практике это означает, что районный орган управления образованием закрепляет за школами так называемые микроучастки, и заявления на поступление ребенка в первый класс принимаются прежде всего у их жителей. Потом, если останутся свободные места в списках будущих первоклассников, примут заявления и у тех, кто живет в другом месте.
Считаю очень неудобным если ваш ребенок будет ежедневно ездить в школу через весь город, поэтому лучше если его школа будет рядом с домом.