Существует ряд симптомов, по которым можно определить в поведении ребенка что-то неладное:
- Если вдруг поведение ребенка резко меняется: из тихого послушного малыша он становиться неуправляемым или агрессивным. А может, наоборот, ваш активный малыш вдруг сник, загрустил…
- У ребенка нарушился сон. Он стал долго (мало) спать или часто просыпаться, вскрикивать во сне, ему стали сниться кошмары.
- У своего чада вы заметили нарушение питания, боли в животе, нарушения стула – часто переживаемые стрессы дают, прежде всего, удар по желудочно-кишечному тракту.
- Стали возникать частые смены настроения.
- Вы заметили, что ребенок стал вас обманывать. Это не повод для наказаний, а сигнал о неудовлетворительном самочувствии ребенка в обществе.
- У ребенка появились сомнительные друзья или наоборот он перестал с кем-либо общаться.
- В поведении (разговоре, рисунках…) вы заметили явный акцент внимания на половые признаки. Повышенное внимание (не по возрасту) или болезненное отношение к противоположному полу.
- Резкое повышение или понижение успеваемости ребенка.
- Страх оставаться одному. А может наоборот страх социальных контактов.
- Проявилось резкое нежелание идти в сад, школу….
- Странные истории, рассказанные про себя, а возможно и про других (так проще высказаться о волнующем).
- Появился энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала).
- Ребенок стал сосать пальцы, грызть ногти, карандаши…
- Вы заметили тики. Это непроизвольные, быстрые, кратковременные повторяющиеся движения (глаз, мышц лица, рук, ног….)
- Частые разговоры о ценностях жизни, о жизни после смерти. А возможно стал интересоваться темами самоубийства.
- В поведении ребенка вы замечаете пугливость, он стал вздрагивать от малейшего прикосновения, шума.
- Ребенок садистки относиться к своему телу, причиняя боль и нанося раны. Он щипает, колет себя, разрисовывает, делает порезы….
- Поведение ребенка стало зависимым от навязчивых поступков и действий. Это может быть и качание на стуле, и резкая смена отношения к порядку, и педантичное выполнение в определенной последовательности какого либо действия (как необходимый ритуал).
- Опять захотел стать малышом. Начал проявлять не по возрасту детское поведение.
- Стал сбегать из дома. Допоздна задерживаться, опаздывать.
И другое…
Наш прочно засевший менталитет воспитания, где мы действуем в основном с помощью кнута и пряника, заставляет детей скрывать трудности жизни, дабы не быть наказанным.
Взрослым нужны послушные дети. И если наш ребенок вдруг начал хорошо учиться или из агрессора резко превратился в милого, послушного ребенка мы воспринимаем это как благодарность за свои дерзкие труды!
У тихого замкнутого ребенка проблем возможно и больше (он не умеет или боится выражать свои чувства). Поэтому и родители подростков (как один из больных примеров) часто недоумевают, что могло произойти у внешне благополучного чада, который совершил самоубийство.
Помните нет волшебной палочки, которая по взмаху меняет ситуацию. Изменения происходят долго и постепенно, закрепляясь в привычки нового поведения.
Проанализируйте поступки детей. Они не появляются ниоткуда. Социальную ситуацию в основном создаем мы взрослые, да та ценностная среда, в которой вращается наш ребенок. Присмотритесь, возможно там есть «острые подводные камни».
Уделяйте хоть пять минут времени в день для душевного, понимающего общения со своим ребенком. Наказать, оттолкнуть от себя, «загнать в угол» его душу – мы всегда успеем