Подростки в школе

podrostki-v-shkoleПо недавним событиям в Москве ученик 10-го класса, вооружившись двумя ружьями, принадлежавшими его отцу, устроил бойню в московской школе №263. Его жертвами стали учитель географии и полицейский.

О причинах, по которым подростки идут на захват заложников в родной школе, не сообщается. Есть общая версия, что у успешно учившегося старшеклассника был «какой-то эмоциональный срыв».

В дальнейшем мы так же не услышим подлинную причину происшедшего. В поступке нельзя искать одного виноватого, здесь завязано все наше общество: и система государственного образования, и система охраны школ, семья, сверстники, учителя, узкие специалисты и др.

Как психолог, долго проработавший в образовании с детьми и их семьями, выскажу свою точку зрения на этот ужасный случай

Прежде всего, хочу обратить внимание на несколько озвученных в прессе фактов, которые, на мой взгляд, очень важны:

- «Учащиеся, высказали предположение, что причиной преступления могла стать четверка, которую Сергею поставил учитель географии. Не обладая выдающимися способностями, парень очень старался учиться и рассчитывал закончить школу с золотой медалью».

- «Больших успехов в других областях Сергей не достиг. В секции за плохие результаты, малый рост и вес его обидно называли Дрищом».

- «Сам подросток причиной своего поступка назвал усталость от жизни. По его словам, «надоело жить, весь мир иллюзия, меня никто не понимает и не принимает»».

- «Сергей, рассуждая, говорил своим одноклассникам и родителям. «Я боюсь смерти, но мне интересно, как она выглядит»».
По каждому пункту можно рассуждать отдельно и каждый может иметь глубокие основания для неадекватного поступка.

podrostki-v-shkoleКак могли произойти нарушения в психике ребенка, который решился на такой шаг?

Есть такое понятие в психологии как акцентуация характера. Об акцентуациях характера говорят, когда отдельные черты чрезмерно усилены, «заострены». Акцентуации бывают скрытыми, так что даже при длительном наблюдении их трудно определить.

Заостренные черты характера могут ярко и неожиданно выявиться в определенных ситуациях, при психических травмах. Например, для замкнутого, погруженного в свой внутренний мир мальчика трудной ситуацией становится вхождение в новый коллектив, явное неприятие его близким окружением и т.д.

Влияние среды, коллектив сверстников, семейное воспитание, или усиливает личностные характеристики, или сглаживает, или изменяет. Главное — не допустить необратимых изменений и упрочения опасных форм поведения. Так как усиление явной акцентуации приводит и к заострению черт характера до психопатического уровня.

Мы взрослые должны четко понимать, что любые трудные подростки не берутся из ниоткуда. Они продукт нашего общества, нашей системы воспитания и наших ценностей. Они вырастают в той среде, которую мы с вами создаем.

Нам нравятся тихие, послушные, легко подчиняющиеся дети. Прилежные ученики, показывающие великие результаты в учебе – для нас родителей и учителей – они просто ангелы. Но как говориться «в тихом омуте черти водятся…»

По достаточно большому опыту психологической практики мне мало встречалось счастливых отличников из среды подростков. В душах  таких учеников скрыто много страхов, комплексов, чувств неполноценности и незащищенности. Так уж заложено природой, что ценности в определенные периоды личностного взросления очень далеки от учебных. Если подросток не в состоянии положительно утвердиться в кругу сверстников, то он может компенсировать этот недостаток с помощью учебы, оправдывая ожидания и ценности взрослых (а если ожидания и здесь не оправдываются???….). Он одевает одну из масок психологических защит (интеллектуализация, аскетизм, сублимация и т.д.), которая помогает подростку на определенное время адаптироваться в коллективе.

Что же делать нам взрослым, чтобы предотвратить опасные ситуации?

Во-первых: существует так называемая оценка потенциальной опасности: все основные специалисты школы, родители и даже ученики должны уметь заранее распознавать признаки опасного поведения.

Во-вторых: работникам образовательной сферы, а не только психологам, очень важно понимать личностные и возрастные ценности, создавать благоприятную среду для каждого ученика, выстраивать уважительные отношения с детьми, независимо от их индивидуальных особенностей и интеллектуальных способностей, и следить за тем, чтобы в школе была доброжелательная атмосфера между сверстниками.

В третьих: больше внимания уделять просвещению родителей и педагогов по вопросам психологии возраста, особенностям методов воспитания с учетом современной действительности.

Так же необходимо усилить работу служб узких специалистов.

По Москве и Московской области  объявлена переаттестация школьных психологов. Но такая единственная мера не решит ситуацию. Эта проблема, прежде всего государственная. Хорошая специализация требует в наше время больших финансовых затрат, которые неадекватны получаемым зарплатам. Психологу в современной школе необходима квалификация широкого профиля. Он должен обладать не только знаниями в области возрастной и педагогической психологии, но и владеть методами семейного и индивидуального консультирования, психотерапевтической помощи, уметь проводить тренинги, коррекцию личностного поведения, знать патопсихологию, нейропсихологию, конфликтологию и т.д. Его задача, при выявлении отклонений, вовремя проконсультировать родителей, направить ребенка к узкому специалисту для дальнейшего обследования и создать в образовательном учреждении особые условия обучения (что далеко не всегда возможно)

В то же время новая и в своё время модная профессия породила профанацию в подготовке психологических кадров. Многие психологи не имеют базового  психологического образования. Учебные заведения придумали ряд краткосрочных платных курсов (некоторые всего протяженностью не более полугода, и из этого времени больше половины часов заочного обучения), по окончанию которых выдается чуть ли ни диплом о высшем психологическом образовании государственного образца.

Да и квалифицированным специалистам в школе далеко не комфортно. На одного психолога в образовательном учреждении в лучшем случае приходиться 300 учащихся, а чаще и все 800 и 1000. С различными реформами и изменениями оплаты труда, происходит сокращение кадров, в основном за счет узких специалистов. Зарплата небольшая, а задач….

Психологу абсолютно некогда заниматься непосредственно детьми. Специалист на свою ставку (из которой 18 часов в неделю практической работы) завален ворохом отчетных бумаг, вопросами сопровождения учебного-воспитательного процесса, общей системы мониторинга, массовыми диагностическими обследованиями детей в периоды поступления в школу, адаптации, профессионального определения, которые дают  только версию и могут указать направление дальнейшей работы. А полная диагностика одного ребенка с обработкой результатов исследования занимает 5-6 часов минимум (с учетом нормативов, прописанных министерством образования) Прибавьте к этому консультацию с родителями, педагогами, необходимую коррекционную работу. И можно посчитать сколько детей попадет во внимание школьного психолога в течении недели. А в течении года? С учетом, что с каждым необходимо провести от 10 занятий и до … в зависимости от психологической картины.

Хочу обратиться прежде всего к родителям:

Очень важны профилактические меры в работе с детьми. Как подросток в школе проявляет себя? Эта задача не только школьных психологов и учителей, но прежде всего нас самих.

Невозможно судить сейчас о том, что происходило в семье Сергея. Но мы родители, за ворохом забот, всегда должны прислушиваться, что твориться в душах наших детей. Наказать, оттолкнуть от себя, «загнать в угол» его душу – мы всегда успеем.  А вот помочь, найти себя в жизни можем и опоздать!

Часто у подростков появляется скрытая депрессия, которую не так легко распознать с первого взгляда. Это состояние может выглядеть вполне оптимистично. Но мы, взрослые просто обязаны чувствовать своих детей, хоть пять минут в день, уделять внимание для душевного разговора, совместных дел, психологической поддержки, создавая ситуацию участия и понимания!

 

Существует ряд симптомов, по которым можно определить в поведении подростка что-то неладное:

  1. Если вдруг поведение его резко меняется: из тихого послушного сына (дочери) он становиться неуправляемым или агрессивным. Или наоборот, ваш активный подросток вдруг стал чаще уходить в себя, загрустил…
  2. Нарушился сон. Он стал долго (мало) спать или часто просыпаться, ему стали сниться кошмары.
  3. У своего чада вы заметили нарушение питания, боли в животе, нарушения стула – часто переживаемые стрессы дают, прежде всего, удар по желудочно-кишечному тракту.
  4. Стали возникать частые смены настроения.
  5. Вы заметили, что ребенок стал вас обманывать. Это не повод для наказаний, а сигнал о неудовлетворительном самочувствии подростка в обществе.
  6. У подростка появились сомнительные друзья или наоборот он перестал с кем-либо общаться.
  7. В поведении вы заметили явный повышенное внимание (не по возрасту) или болезненное отношение к противоположному полу.
  8. Резкое повышение или понижение успеваемости.
  9. Страх оставаться одному. А может наоборот страх социальных контактов.
  10. Проявилось резкое нежелание идти в школу….
  11. Странные истории, рассказанные про себя, а возможно и про других (так проще высказаться о волнующем).
  12. Ребенок стал сосать пальцы, грызть ногти, курить…
  13. Вы заметили тики. Это непроизвольные, быстрые, кратковременные повторяющиеся движения (глаз, мышц лица, рук, ног….)
  14. Частые разговоры о ценностях жизни, о жизни после смерти, темы в разговорах и игры в убийство.
  15. В поведении подростка вы замечаете пугливость, он стал вздрагивать от малейшего прикосновения, шума.
  16. Садистки относиться к своему телу, причиняя боль и нанося раны. Он щипает, колет себя, разрисовывает, делает порезы….
  17. Поведение ребенка стало зависимым от навязчивых поступков и действий. Это может быть и качание на стуле, и резкая смена отношения к порядку, и педантичное выполнение в определенной последовательности какого либо действия (как необходимый ритуал).
  18. Опять захотел стать маленьким. Начал проявлять не по возрасту детское поведение.
  19. Стал сбегать из дома. Допоздна задерживаться, опаздывать.

 

 

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

комментария 2 “Подростки в школе”

  1. Дети разные бывают. Есть открытые, есть замкнутые. У меня среди учащихся есть пара проблемных «экземпляров», от которых неизвестно чего ожидать. Один из них замкнутый 12-летний мальчишка. Говорит тихо, не улыбается и вообще редко свои эмоции выражает. Но когда рассмешить его удается какой-нибудь шуткой (чаще всего когда мы наедине), то у самой душа радуется, теплее становится. Думаю, не хочет учиться, не нравится, но ведь приходит на занятия, пропускает редко и всегда работает, все быстро схватывает. Проблема в том, что он и с одноклассниками не разговаривает, хотя они к нему агрессии или неприятия не изъявляют. Вот такой мальчик загадочный. Глядя на все происходящее в подростковой среде начинаю подозревать таких — не понятно, что у него на уме.

  2. не хочу , не могу , отстаньте , я не маленький основа протестов ребенка;

Написать комментарий

Powered by WordPress | templatelab.ru