Развитие дошкольника. Пространственные представления

Развитие дошкольника. Пространственные представления

razvitie-doshkolnika-prostranstvennyie-predstavleniyaСкоро в первый класс. И мы серьезно задумываемся над тем, как подготовить нашего сына к школьному обучению. Быть успешным для него очень важно. Он у нас с детства интеллектуал, решает разные задачки, рано стал складывать цифры, читает с четырех лет. Мы хотим, чтобы его способности проявлялись и в школе и не загубились адаптационным периодом.

С уважением Эльвира

 Так приятно всегда слышать, когда родители всерьез задумываются о развитии детей! А когда вкладывают свою душу, с пониманием и любовью к их хрупкому миру - хочется верить, что у человечества великое будущее!

В развитии дошкольника очень важно обратить внимание на его базовые составляющие, от которых зависит всё.

Базовыми составляющими психического развития являются:

  • базовая аффективная регуляция
  • произвольность психической деятельности
  • пространственно-временные представления

Эти три элемента являются фундаментом нашего развития и начинают формироваться с момента рождения.

Мы думаем нет необходимости объяснять что такое фундамент. Достаточно представить дом и понять: если основание будет хрупко, то и надстройка когда-либо не выдержит.

Поэтому, если мы научим ребенка читать раньше, чем он начнет различать звуки, то ошибок в письме ему не избежать.

Без понятия состава числа, доли абстрактности в мышлении можно только научить ребенка механически заучить счет и другие простые операции с числами.

Адаптация ребенка зависит от предшествующих стадий развития.

Если его мышление будет не развито, а обучение заключаться в тренировке выполнения конкретных задач, то в пятом классе (а возможно уже и в первом) точно у школьника возникнуть трудности в адаптации. У него может резко понизиться успеваемость не сколько по причине подросткового физического и психического роста, сколько из-за неразвитости мыслительных функций, базовых составляющих развития.

От первого класса и дальше количество информации с каждым годом увеличивается и ребенку требуется не механически запомнить её, а логически переработать, выделить главное, найти похожее, классифицировать и т.д. (это материал следующих статей).

При подготовке к школе важно и развитие мелкой моторики руки, и речи, и первых навыков... Но сейчас о ГЛАВНОМ!

Вернемся к нашим базовым составляющим и рассмотрим сегодня развитие пространственных представлений - важной основы интеллектуальной деятельности.

Формирование пространственных представлений делиться на четыре уровня

1 уровень. Представления о собственном теле. Да, да представления о собственном теле оказывается является основой психической  деятельности ребенка.

Продиагностируйте дошкольника. Пусть он закроет глаза. Затем спросите его.

Что у тебя находится над глазами, под/над носом, надо лбом, под зубами и т.п. А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха и т.п.

Покажи, что у тебя находится над плечами, под шеей, под коленями и т.п.

Покажи, что выше: плечо или локоть, плечо или ладонь/запястье, локоть или ладонь и т.п.images (19)

2 уровень. Представления о взаимоотношении внешних объектов относительно тела.

Ребенку показывается коробочка с лежащим на ней карандашом/ручкой. Эти предметы называются.
Инструкция. 
Вот видишь, карандаш находится НА коробке. А как сказать (для детей 6–7 лет можно употребить слово «объяснить»), если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается НАД коробкой)? 

Ответ ребенка регистрируется.
А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается ПОД коробкой)?
Возможны различные виды помощи.
А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается между ребенком и коробкой)?
А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается справа или слева от коробки)?
В этом случае самое главное — не использовать понятий, подсказывающих ребенку правильный ответ. Такое описание положения предмета по отношению к коробке можно повторить, используя какие-либо другие слова, и попытаться получить от ребенка ответ в терминах взаиморасположения объектов в пространстве (например, он может сказать: «Между мной и коробкой, спереди от коробки» и т.п.).
Точно так же анализируется и другое положение карандаша, когда он находится ЗА коробкой (по отношению к ребенку).
Можно уточнить, где находится карандаш по отношению к самому ребенку или вам.

8_9.ht10 8_9.ht13

3 уровень. Вербализация (ребенок может озвучить свои представления в речи) пространственных представлений.

Работу с ребенком целесообразно начинать с выяснения, знает ли он предлоги, обозначающие расположение предметов в пространстве по вертикальной оси. Оценивается правильное владение предлогами и понятиями выше, ниже, на, над, под, снизу, между.
Вначале нужно исследовать понимание предлогов на конкретных предметах. Для этого ребенка просят показать, какие предметы изображены выше медведя (или любого другого изображения на второй снизу полке), ниже медведя. После этого испытуемый должен показать, что нарисовано над и под медведем, какие игрушки нарисованы на верхней полке, какие — на нижней полке.
Аналогично исследуется понимание предлогов по вертикальной оси на разноцветных геометрических фигурах

Далее диагностируется владение понятиями лево, право, слева, справа, левее, правее и т.п. можно на картинке изображений «Полка с игрушками».

Вначале эти понятия анализируются на уровне понимания и показа ребенком (импрессивный уровень).

Далее исследуется возможность самостоятельного употребления предлогов и составления пространственных речевых конструкций по этим понятиям (экспрессивный уровень).
Примерные вопросы

Скажи, что находится на полке слева от ракеты?
Что находится на полке справа от елки?
Что находится слева от ромба?
Какие фигуры правее, чем крест?
Кто из зверей находится левее, чем собака, и правее, чем мышь?

8_9.ht11

4 уровень. Лингвистические представления (пространство языка).

Дайте ребенку задание, представленное на следующей картинке:

аппр

И т.д.

Полную диагностическую процедуру вы можете пройти у специалиста.

Но если все варианты заданий ваш ребенок без помощи и подсказок выполняет - мы вас поздравляем! Осталось ещё проверить фундамент других базовых составляющих психического развития дошкольника.

Об этом в следующих статьях

Разрешается перепечатывать и распространять материалы сайта при условии указания их авторства и неизменности текста, при наличии ссылки на наш сайт http://leusdiv.ru/. Причем ссылка обязательно должна быть рабочей!

 

 

 

 

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

комментария 3 “Развитие дошкольника. Пространственные представления”

  1. Только что прошли эти тесты с дочкой, нам обоим понравилось, особенно последнее задание. Теперь она тестирует меня 🙂 🙂 🙂 Дочке неделю назад исполнилось 6 лет и русский — ее второй язык.

  2. Полезная для меня статья. Как всегда узнаю от Вас что-то новое. Внучка подрастает и все эти знания вскоре понадобятся для практического применения.

  3. Отлично, опять взяла на вооружение ;(

Написать комментарий

Powered by WordPress | templatelab.ru